Что должен уметь программист. В чем заключается работа техника-программиста

Программист — это специалист, который занимается разработкой алгоритмов и компьютерных программ на основе специальных математических моделей. Профессия перспективная и очень востребованая во всём мире, (медианное значение). Стать программистом можно любом возрасте. Профессия подходит мужчинам и женщинам с интересами к программированию, математике, языкам, а так же хорошими аналитическими способностями и развитой логикой (пройти тест можешь ли ты стать программистом). Существуют , и колледжи, обучающие программированию, но выучиться возможно и самостоятельно, как правило, выше ценятся программисты с . Существуют . Профессия имеет свои . Профессия подходит тем, кого интересует информатика (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Разновидности

В программировании на первое место ставятся не только практические навыки, но и идеи специалиста. Программистов можно условно разделить на три категории в зависимости от специализации:

  1. Прикладные программисты занимаются в основном разработкой программного обеспечения прикладного характера — игры‚ бухгалтерские программы‚ редакторы‚ мессенджеры и т.п. К области их работы также можно отнести создание программного обеспечения для систем видео- и аудио-наблюдения‚ СКД‚ систем пожаротушения или пожарной сигнализации и т.п. Также в их обязанности входит адаптация уже существующих программ под нужды отдельно взятой организации или пользователя.
  2. Системные программисты разрабатывают операционные системы, работают с сетями, пишут интерфейсы к различным распределенным базам данных. Специалисты этой категории относятся к числу самых редких и высокооплачиваемых. Их задача состоит в том‚ чтобы разработать системы программного обеспечения (сервисы)‚ которые‚ в свою очередь‚ управляют вычислительной системой (куда входит процессор‚ коммуникационные и периферийные устройства). Также в список задач входит обеспечение функционирования и работы созданных систем (драйвера устройств‚ загрузчики и т.д.).
  3. Web-программисты также работают с сетями, но, в большинстве случаев, с глобальными - Интернет. Они пишут программную составляющую сайтов, создают динамические веб-страницы, web-интерфейсы для работы с базами данных.

Особенности профессии

На основе анализа математических моделей и алгоритмов решения научно-технических и производственных задач программист разрабатывает программы выполнения вычислительных работ. Составляет вычислительную схему метода решения задач, переводит алгоритмы решения на формализованный машинный язык. Определяет вводимую в машину информацию, ее объем, методы контроля производимых машиной операций, форму и содержание исходных документов и результатов вычислений. Разрабатывает макеты и схемы ввода, обработки, хранения и выдачи информации, проводит камеральную проверку программ.

Определяет совокупность данных, обеспечивающих решение максимального числа включенных в данную программу условий. Проводит отладку разработанных программ, определяет возможность использования готовых программ, разработанных другими организациями. Разрабатывает и внедряет методы автоматизации программирования, типовые и стандартные программы, программирующие программы, транслятора, входные алгоритмические языки.

Выполняет работу по унификации и типизации вычислительных процессов, участвует в создании каталогов и карточек стандартных программ, в разработке форм документов, подлежащих машинной обработке, в проектных работах по расширению области применения вычислительной техники.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы:

  • высокая заработная плата;
  • сравнительно высокий спрос на специалистов;
  • иногда можно получить работу не имея высшего образования;
  • по преимуществу является творческой профессией.

Минусы:

  • приходится часто и много объяснять одно и то же, так как то, что понятно и очевидно программисту, совсем не всегда понятно и очевидно пользователю;
  • работа в режиме аврала (иногда) в стрессовой ситуации;
  • профессия накладывает специфический отпечаток на характер, который нравится далеко не всем окружающим.

Место работы

  • IT-компании и web-студии;
  • научно-исследовательские центры;
  • организации, которые подразумевают в своей структуре штатную единицу или отделы программистов.

Важные качества

Программирование является бурно развивающейся областью, поэтому программист должен уметь быстро адаптироваться к текущему состоянию технологии и постоянно изучать новые технологии. Поэтому способность к самообучению — один из главных навыков, которым должен обладать программист. В противном случае через несколько лет его ценность как специалиста окажется заметно ниже.

Владение английским языком на уровне чтения технической документации является еще одним обязательным требованием, предъявляемым к представителям этой профессии. Для таких специалистов очень важно умение работать в команде, над большими проектами, со средствами коллективной разработки, с крупными финансовыми системами (бюджетными, банковскими, управленческого учета). Для претендентов на позицию ведущего программиста желательны навыки управления проектами и коллективом, самостоятельность, инициативность, а также способность нести личную ответственность за поставленную задачу.

Обучение на программиста

Компьютерная Академия ШАГ - IT-образование, каким оно должно быть. С 1999 года они , дизайнеров и системных инженеров, которых нельзя заменить искусственным интеллектом. Для этого, кроме глубоких профильных знаний, учат понимать задачи, мыслить готовыми проектами и работать в команде. И делают всё, чтобы выпускников Академии ШАГ принимали на работу сразу после защиты дипломов.

На этом курсе вы можете получить профессию программиста дистанционно за 1-3 месяца. Диплом о профессиональной переподготовке установленного государством образца. Обучение в полностью дистанционном формате. Крупнейшее образовательное учреждение дополнительного проф. образования в России.

Занятия ведут практикующие Веб-разработчики с профильным образованием и стажем работы по специальности от 5 лет. . 10 лет на рынке образования, 4 миллиона пользователей. Все курсы можно купить с беспроцентной рассрочкой на год. Также можно получить IT-специальность в Geek University, а оплатить учебу через год после ее начала.

За 115 часов можно научиться создавать сайты и интернет-магазины, зарабатывать на этом 120 тысяч рублей в месяц. После прохождения обучения - гарантированное трудоустройство. Преимущества: доступ к курсу навсегда, 3 специализации на выходе, гибкий и свободный график занятий, работа с личным наставником, трудоустройство гарантировано документарно.

Вузы

Оплата труда

Программист - одна из самых востребованных и высокооплачиваемых профессий в России. Даже не самый продвинутый специалист может найти работу в соответствии со своим уровнем знаний, а затем постепенно учиться и набираться опыта. Зарплата стажера — около $1000. Штатный программист в компании среднего уровня (не IT) получает до $1500-1800, чуть больше — в организации, связанной с массовой разработкой ПО. Зарплата ведущего программиста — $2500—3000. Следующая ступень — руководитель IT-отдела. К необходимым знаниям добавляется обязательный опыт работы, владение иностранным языком, навыки управления персоналом и др., а заработок может достигать $4000. Хороший программист может стать руководителем крупного проекта по разработке ПО, и тут уровень доходов достигает $5000 и выше.

Зарплата на 05.02.2020

Россия 30000—150000 ₽

Москва 70000—200000 ₽

Ступеньки карьеры и перспективы

Хорошим стартом карьеры может стать присоединение к группе программистов при разработке какого-либо проекта. Крупные проекты часто привлекают внимание западных компаний, которые «перекупают» российских программистов. К примеру, когда-то группа наших молодых ученых разрабатывала процессор «Эльбрус» для Минобороны, а в итоге их всех перекупила корпорация Intel, и теперь наши ученые и программисты работают за рубежом, а сам проект «Эльбрус» потихоньку закрылся. Проблема «утечки мозгов» в этой профессии — одна из самых острых.

Программист может сделать карьеру до руководителя группы программистов (тим-лидер), IT-директора предприятия, менеджера IT-проекта и т.п. В ходе работы программист может перемещаться в рамках своей специальности, совершенствуясь профессионально.

Знаменитые и великие программисты

  • Кнут Дональд Эрвин
  • Мацумото Юкихиро
  • Таненбаум Эндрю
  • Рэймонд Эрик Стивен
  • Фаулер Мартин
  • Хоппер Грейс
  • Столлман Ричард Мэттью
  • Кей Алан
  • Мейер Сид
  • Страуструп Бьёрн

Возникновение программирования как рода занятий и, особенно, как профессиональной деятельности трудно датировать однозначно.

Часто первым программируемым устройством принято считать жаккардовый ткацкий станок, построенный в 1804 году Жозефом Мари Жаккаром, который произвёл революцию в ткацкой промышленности, предоставив возможность программировать узоры на тканях при помощи перфокарт.

Первое программируемое вычислительное устройство, Аналитическую машину, разработал Чарлз Бэббидж (но не смог её построить). 19 июля 1843 года графиня Ада Августа Лавлейс, дочка великого английского поэта Джорджа Байрона, как принято считать, написала первую в истории человечества программу для Аналитической машины. Эта программа решала уравнение Бернулли, выражающее закон сохранения энергии движущейся жидкости.

В своей первой и единственной научной работе Ада Лавлейс рассмотрела большое число вопросов. Ряд высказанных ею общих положений (принцип экономии рабочих ячеек памяти, связь рекуррентных формул с циклическими процессами вычислений) сохранили свое принципиальное значение и для современного программирования. В материалах Бэббиджа и комментариях Лавлейс намечены такие понятия, как подпрограмма и библиотека подпрограмм, модификация команд и индексный регистр, которые стали употребляться только в 1950-х годах.

Однако ни одна из программ написанных Адой Лавлейс никогда так и не была запущена.

Аду Августу, графиню Лавлейс, принято считать почётным первым программистом (хотя, конечно, написание одной программы по современным меркам не может считаться родом занятий или профессиональной деятельностью). История сохранила её имя в названии универсального языка программирования «Ада».

Первый работающий программируемый компьютер (1941 год), первые программы для него, а также (с определёнными оговорками) первый язык программирования высокого уровня Планкалкюль создал немецкий инженер Конрад Цузе.

Имена людей, впервые начавших профессионально выполнять работу собственно по программированию (в отрыве от наладки аппаратуры компьютера), история не сохранила, так как поначалу программирование рассматривалось как второстепенная наладочная операция.

Законы Мерфи для программистов

1. Ничто не работает так, как планировалось запрограммировать.

2. Ничто не программируется так, как должно работать.

3. Хороший программист характеризуется умением доказать почему задачу невозможно выполнить, когда ему просто лень её выполнять.

4. На решение проблемы уходит в три раза меньше времени, чем на обсуждение всех "за" и "против" её решения.

5. Обещанный срок сдачи - это аккуратно рассчитанная дата окончания проекта плюс шесть месяцев.

6. Программисту всегда известна последовательность действий, которыми пользователь может повесить его программу, но он никогда не чинит эту проблему, надеясь на то, что никому никогда не придёт в голову эту последовательность исполнять.

7. Настоящие программисты любят Windows — все ошибки, сделанные по собственной тупости, можно свалить на Microsoft.

8. Следствие — 99% проблем, сваливаемых на Microsoft, является следствием тупости самих программистов.

9. В приступе злости все почему-то молотят по невинному монитору, вместо системного блока.

10. В случае голодовки настоящий программист ещё месяц сможет питаться едой, выковырянной из-под кнопок клавиатуры.

11. Настоящий программист уже как минимум поменял три залитых пивом клавиатуры.

12. Все, кто испытывает проблемы с настройкой кодировки, автоматически считаются неандертальцами.

13. Дилетантские разговоры о компьютерах вызывают резкую тошноту вплоть до приступов рвоты. Вопрос о том как поменять "обои" в Windows вызывает желание перерезать горло вопрошающему.

14. У большинства людей, нуждающихся в твоей помощи, причина ошибки в работе программы чисто генетическая.

15. HTML, HTTP, FTP, SMTP, TCP/IP, RTFM и т.д. - это слова, а не аббревиатуры.

16. Словосочетание "мышка-норушка" не несёт никакого смысла.

17. Самые мистические проблемы, широко раздуваемые и афишируемые, в конце концов оказываются твоими глупейшими ошибками.

18. Следствие - если твоя программа выполняет мистические действия, значит, ты сделал что-то невероятно тупое.

19. Самое плохое ощущение для программиста - когда вокруг тебя стоят десять человек и все пытаются найти причину проблемы в твоей программе, а ты уже понял, в чём проблема, но боишься сказать, потому что это что-то вопиюще глупое...

20. Решение всех жизненных проблем находится в интернете. Надо только уметь хорошо искать.

21. Конфликт логических указаний в жизни вызывает фатальную ошибку в работе мозга программиста - возможно повышение температуры и сильное головокружение вплоть до рвоты или потери сознания.

22. Тех, кто презирает программистов, программисты презирают сильнее, чем те, кто презирает программистов, презирают программистов, которые презирают тех, кто их презирает.

23. Если ты понял предыдущее — то ты программист.

На этом свете 10 типов людей - те, кто понимает двоичную систему счисления, и те, кто не понимает ее.

Видео: ты ж программист

Специфика знаний и навыков, конечно, во многом определяться областью, в которой работает человек. Одни пишут приложения на планшетные устройства, другие разрабатывают движки сайтов, третьи – игрушки и т.д. Но тем не менее есть некоторые навыки, которые пригодятся любому программисту.

Быть на «ты» с компьютером

Это самый простой и базовый навык, присущий каждому программисту. Он предусматривает живой интерес к компьютерным технологиям, который уже, в свою очередь, порождает те или иные вопросы у будущего специалиста: для начала - как поставить «винду»? Как найти и взломать модную игрушку? А что такое BIOS, хостинг, ядро системы, ООП? – и понеслось...

Затем тебя начинают дергать родственники, друзья, девушка, подружки девушки, мол, постав программу, почисть систему от вирусов, переставь Windows и т. д. Поначалу это даже нравиться: приятно же ощущать себя компетентным в той или иной области. Но потом появляется закономерный вопрос: почему бы не начать на этом зарабатывать? Конечно, брать деньги со знакомых как-то неохота, но вот продать свои знания и энтузиазм какой-то серьезной фирме – вполне реальная затея. Выбираешь тот или иной язык программирования, начинаешь учить и вновь ощущаешь себя полным нубом..

К чему все это? А к тому, что мир информационных технологий – это мир игрушек, с которыми должно хотеться играть. Именно с интереса к этим «игрушкам» все и начинается. Если его нет, нет и программиста.

Английский

Без английского не обойтись. Чтобы выучить язык программирования, продется перелопатить много литературы, видео-уроков и документации. Почти все (99%) первоисточники написаны на английском языке. Если его не знать, то спектр материалов для изучения сузиться в разы. Соответственно скорость изучения языка программирования значительно снизиться.

Кроме того английский нужно знать, чтобы понимать синтаксис языка, а также, чтобы успешно пройти собеседование.

Разговорный уровень, понимание английского на слух – это дополнительные бонусы. Под словосочетанием «знать английский язык» иметься в виду знать так называемый «технический английский язык». То есть нужно понимать специализированные статьи и документацию, а это далеко не то же самое, что «живое» общение с иностранцами.

Математика

Математика – вопрос не столь однозначный, как изучение английского. Точнее будет сказать, что логическое и абстрактное мышление должны быть на довольно высоком уровне. Математика в ВУЗе или в школе развивает упомянутые навыки, поэтому математическое образование – это большой плюс. Но тем не менее есть множество программистов, которые не имеют математического образования. Есть даже такие, которые не имеют высшего образования вообще. Это говорит о том, что логику и абстрактное мышление можно выработать не только математическими конструкциями.

Есть, конечно, области программирования, где нужно знать специфические формулы, но, во-первых, так далеко не везде, во-вторых, с ними можно ознакомиться по ходу и в этом могут помочь специализированные математические программы. Физика и математика пригодиться особенно в том случае, если вы хотите создавать качественные компьютерные игры.

Общительность

Общительность – одно из ключевых свойств хорошего программиста. Дело в том, что большинство серьезных проектов пишется в команде - это и удобнее, и быстрее. Если хотите работать на более-менее серьезную «контору», с людьми нужно уметь общаться, договариваться, дискутировать и соглашаться. Также нужно будет уметь ладить с начальством, которое иногда будет разбираться в программировании лучше вас, а иногда не будет понимать в этом деле вообще ничего.

Есть некий миф, мол, отшельничество и замкнутость – это неотъемлемая часть натуры программиста. В большинстве своем программисты весьма интересные и коммуникабельные люди. А отшельничество – это некий образ присущий всем гениям независимо от профессии, будь-то программист, лингвист, доктор и т. д.

Гибкий ум

Самого ума (умение оперировать нужными знаниями) мало, нужно чтобы он был гибким. Гибкий ум предусматривает умение учиться (пополнять знания, заменять устаревшую информацию на новую). Есть люди вроде бы умные, но очень консервативные. Они владеют неплохим логическим мышлением, высказываются внятно и последовательно, но вот выучить что-то новое, увы, не могут. А есть наоборот – голова очень пытливая, всем интересуется, все нужно, но в голове каша, то есть не может связать всю накопленную информацию в целостную позицию, структурировать ее.

В программировании нужно учиться всегда. Самой важной и тяжелой проверкой способностей начинающего специалиста будет изучение первого языка программирования. Далее будет проще, но нужно помнить, что полностью расслабиться во время профессиональной деятельности не удастся никогда.

Мой список включает следующие языки:

  1. C++ . Именно на этом языке написаны многие из ниже указанных платформ (JVM, CLR, Node и другие). Кроме того, с его помощью вам будет проще понять, как вручную выполнять оптимизацию памяти.
  2. C# или Java. Нет, вам не нужно знать сразу оба. Изучение одного из этих объектно-ориентированных языков очень похоже на изучение другого.
  3. HTML. Я не считаю его одним из языков программирования, но другие придерживаются именно этого мнения, поэтому…
  4. CSS . Крайне необходим для любых видов веб-разработки.
  5. JavaScript. Его более современный и приятный вариант, а не та дрянь, которой мы пользовались 20 лет назад. Заметьте: сам язык не сильно изменился с того времени и вплоть до нынешнего момента. Мы, а именно, программисты, которые его используют, вот кто действительно поменялся.
  6. SQL. Понадобится для работы с реляционными базами данных.
  7. Lisp. Да, Lisp. Или, если быть более точным, “одно из воплощений этого языка”. Подойдет Clojure, Lisp, Scheme, Nu или что-то наподобие того. Вы должны знать, что представляет собой гомоиконный язык, а также понимать, как при использовании правильных инструментов исчезают границы между кодом и данными.
  8. Smalltalk. Ага. В любой основе графического интерфейса, построенного на базе собственных аппаратных средств (Windows, macOS, OS/2, X/Windows, Android, iOS и прочие), используются те же самые базовые принципы, что были сформулированы и воплощены в Smalltalk еще в 60-ые годы.
  9. Ruby или Python. Вам необходимо знать хотя бы один динамический язык программирования. Сюда же подходит Javascript, но только если вы сначала изучите сам язык, безо всяких DOM-моделей, которые могут значительно исказить начальную картинку (React, Angular, VueJS – во всех них содержатся эти самые “DOM-модели”, о которых и ведется речь.) Кстати, как только вы разберетесь с Lisp, вам станет намного проще понимать JavaScript.
  10. AspectJ. Знакомство с аспектно-ориентированным программированием полностью изменит ваш взгляд на объекты, и это прекрасно.
  11. Haskell, ML, Ocaml или Miranda . Потратьте некоторое время на функциональные языки, в которых отсутствуют объекты.
  12. Bash, или zsh, или другой сценарий командной оболочки. Потому что далеко не каждая проблема или задача в программировании должна решаться с помощью полноценного приложения.
  13. F#, Scala, Clojure или любой другой объектный/функциональный гибридный язык программирования. Потому что как только вы разберетесь с азами и усвоите базовый набор, к которому относятся первые 11 языков программирования из этого списка, вы будете готовы к чему-то, что будет совсем непросто изучить.
  14. Swift и/или Kotlin . Оба относятся к разновидностям объектно-ориентированных языков и обладают некоторыми встроенными функциональными особенностями. Изучив их, вы будете готовы к работе над мобильными приложениями.
  15. x86 или ARM-ассемблер. Умение читать на языке ассемблера позволит вам отлаживать код без использования исходного кода.

И да, я действительно знаю все выше перечисленные языки. И я даже преподаю многие из них.

И нет, вам не нужно знать их все, чтобы стать достаточно компетентным программистом. Если вы хотите стать просто хорошим разработчиком, вам нужно знать один из основных языков (HTML/CSS/Javascript) + язык для бэкенд-программирования (чаще всего, это C#, Java, Python, Ruby или NodeJS-Javascript) + SQL, если вы используете систему управления реляционными базами данных (RDBMS). Этого будет вполне достаточно.

Однако изучение всех остальных языков – это именно то, что позволит вам перейти от «рядового» к «ведущему» программисту, а после достигнуть максимального уровня знаний и умений.


Нишан Панта, специалист по компьютерной инженерии, разработчик на языке Python

Я придерживаюсь так называемого языкового агностицизма, поэтому если бы кто-то под страхом смертной казни заставил меня составить подобный список, то он бы выглядел следующим образом:

1. P ython . Так как он крайне удобен и прост для прототипирования, а также благодаря существованию огромного количества фреймворков с открытым исходным кодом. Кроме того, нелишним будет упомянуть широко развитое сообщество.

2. C . Потому что с его помощью можно четко понять, как все работает. Отлично подходит для выполнения несложных задач.

3. C++. Также для выполнения несложных задач. Подходит для использования объектно-ориентированных парадигм. Кроме того, может использоваться для ряда других задач.

4. Bash. На первый взгляд работа с ним может вызвать недоумение и даже некоторые трудности. Однако как только вы его освоите, любые процессы автоматизации вы будете проводить с его помощью.

5 . S cala. Используется в качестве гибрида функционального и императивного языка программирования. С его помощью можно сотворить удивительные вещи.

6. Javascript . Самый мощный язык для веб-разработки. Лично мне нравится "чистый" JS (стоит учитывать, что веб-разработка – это точно не мое).

7 . Java. Для выполнения задач в объектно-ориентированном программировании. И для использования Spring framework.

8 . Haskell . Каждый программист должен знать парадигмы функционального программирования.

9 . PHP. Если вам нужно выполнить что-то, связанное с веб-разработкой. На мой взгляд, этот язык точно не является символом удобства и простоты.

10. R . Для статистического анализа. Лично я даже не пробовал с ним работать, так как мне более чем неплохо с самим Python.

11 . HTML. Как я уже говорил, обычно я не занимаюсь веб-разработкой. Однако иногда на работе от меня требуется показать то, что было выполнено в бэкенде. В таком случае знание HTML является необходимостью.

12 . Markdown . Один из наиболее часто используемых языков разметки. Как правило, я его использую для каких-то пометок, написания файла README и многого другого.

13. VimL / vimscript . Раньше с помощью VimL я писал скрипты для создания пользовательских плагинов и конфигураций для vim. Это один из тех скриптовых языков, работать с которыми осмеливаются далеко не многие.

14. CSS . Использование CSS время от времени совсем не повредит вашему HTML.

15. Matlab / Octave . С его помощью я раньше выполнял сложные вычисления. Однако теперь я все это делаю на Python благодаря NumPy.

Эстебан Фаргас, занимаюсь разработкой приложений и принимаю участие в соревнованиях по программированию

  1. Java : Компания Oracle наверняка неплохо так приплатила вашему университету, чтобы вы изучали именно этот язык в качестве вводного в объектно-ориентированное программирование. Он также будет полезен, если вы хотите участвовать в соревнованиях по программированию.
  2. C / C ++: В принципе, очень похож на указанный выше Java. Кстати, я эти два языка все же воспринимаю как один.
  3. C #: Неплохой язык, получившийся в результате смешения двух вышеуказанных языков.
  4. HTML : Является основой всей сети. Однако все же не идеален.
  5. CSS : Позволяет красиво выглядеть различным вещам в интернете. Также далеко не идеален.
  6. JavaScript : Позволяет выстраивать логические схемы для интернета.
  7. Python : Неплохо также иметь другой язык программирования и набор парадигм, чтобы написать бэкенд для приложения. Кроме того, на данный момент является общепринятым языком для технологий машинного обучения.
  8. Ruby : Еще один отличный язык для создания бэкенда. На его изучение не уйдет много времени.
  9. Golang : Собрал в себе все приятные функции, которые есть в различных языках группы C. Он прекрасен. С помощью его совмещенной модели можно выполнять крупномасштабные проекты.
  10. Scala : Также позволяет создавать действительно отличное профессиональное программное обеспечение. Знакомство с функциональной парадигмой может стать крайне интересным и щедрым на увлекательные задачи.
  11. Haskell : Изучение функциональной парадигмы на максимальном уровне.
  12. Lisp : То же самое, что и выше приведенный Haskell, только в еще более необычном варианте исходя из невообразимо причудливого синтаксиса.
  13. Bash : Это вообще язык или нет? Так или иначе, неплохо было бы им овладеть в качестве одного из удобных инструментов разработчика.
  14. SQL: Используется для работы с базами данных.
  15. PHP : Язык, который в прошлом столетии использовался для создания бэкенда.

Что каждый программист должен знать о памяти

перевод на русский Это одна из классической статей, которая проведет вас по особенностям памяти, некоторые из которых старые, некоторые новые, некоторые известные и некоторые не очень. Несмотря на управляющую роль и вездесущность, не каждый программист имеет достаточный уровень знаний о Памяти. Важность знакомства с памятью в современных системах увеличивается, если вы заняты в сфере написания высокопроизводительных приложений. Разработчики аппаратных средств придумывают более сложные модели управления памятью и методы ускорения, такие как кэш CPU, но они не могут оптимально работать без некоторой помощи со стороны программистов. Я до сих пор читаю эту статью, и не могу сказать насколько много я узнал из нее о RAM, кэше CPU, например, L1 и L2 кэш, различных видах памяти, прямом доступе к памяти, конструкции контроллера памяти, и памяти в целом. Короче говоря, must read для программистов любых уровней.

Что должен знать каждый ученый о арифметики чисел с плавающей точкой

Тема арифметики операций с плавающей точкой коварна, и непроста в освоении. Многие Java программисты даже не знают, что может пойти не так при сравнении значений типа float / double оператором == . Многие из нас часто совершают ошибки, реализуя денежные расчеты в типах float и double . Данная статья еще одна жемчужина этой серии и является must read для всех разработчиков программного обеспечения и программистов. По мере роста опыта вы должны вдаваться в тонкости общих тем, и арифметика чисел с плавающей точкой является одной из них. Как старший Java разработчик вы должны знать как выполнять денежные расчеты, когда использовать типы float , double или BigDecimal , как округлять числа с плавающей точкой и многое другое. Даже если вы обладаете твердыми знаниями в этой теме, после прочтения статьи вы сможете открыть для себя что-то новое об операциях с плавающей точкой.

Что каждый разработчик должен знать о Unicode

Кодировка символов является еще одной областью, где многие программисты испытывают трудности, и "Абсолютный минимум, который безусловно должен знать каждый разработчик программного обеспечения про Unicode и наборы символов (никаких оправданий!)" призван восполнить этот пробел. Для справки, Да, это полное название этой статьи. Ее автором является Joel Spolsky, один из основатель https://stackoverflow.com . Джоэл написал эту статью в своем блоге почти 10 лет назад, но она не потеряла своей актуальности и в современном мире. Статья объясняет что такое Unicode, что такое кодировка, как символы представлены с использованием байт и многое другое. Одной из лучших вещей в этой статье является язык и метод изложения, даже если вы ничего не знаете о Unicode, у вас не возникнет проблем с пониманием. Короче говоря, еще один must read для всех программистов, кодеров и инженеров программного обеспечения.

Что каждый программист должен знать о времени

Помимо кодировки символов, время и даты (Time and Date) являются еще одной областью, где многие программисты, включая меня, испытывают трудности. Даже старшие разработчики теряются в GMT, UTC, летним временем и високосными секундами. Честно говоря, не легко справиться с часовыми поясами, не совершая каких-либо ошибок, а использование летнего времени дополнительно усложняет задачу. Проблемы усугубляются, если вы пользуетесь метод проб и ошибок, потому что вы никогда не будете в состоянии решить вашу проблему, делая это. Существует огромное число вещей, которые могут пойти не так, и бытует такое же количество заблуждений. Такие вещи, как, содержит ли дата часовой пояс или нет могут сбить вас с толку, преобразование времени UNIX к другим временным зонам, может взбесить вас, и вы с легкостью можете забыть о синхронизации часов и задержек. Я надеюсь, что после прочтения этой статьи, многие из ваших заблуждений о времени исчезнут, и у вас выстроится полное понимание времени.

Что каждый веб-разработчик должен знать про кодировку URL

Эта статья описывает распространенные ошибочные представления о кодировании Uniform Resource Locator (URL), а затем пытается разъяснить кодирование URL для HTTP, и далее демонстрирует часто возникающие проблемы и пути их решения. Хотя эта статья не является заточенной под какой-либо язык программирования, она иллюстрирует проблемы в Java) и заканчивается объяснениями по исправлению проблемы с кодировкой URL в Java, и в веб-приложениях на нескольких уровнях. Вы узнаете основы URL грамматики, общий синтаксис URL в HTTP и других протоколах. В этой статье также рассматриваются частые подводные камни URL-адресов, например, кодировку символов, специальные символы в разных частях URL, и вопросы кодирования/декодирования URL. Если вы Java программист, то вы также узнаете о том, как правильно управляться с URL-адресами в приложении Java. Как построить URL и использование клиентской библиотеки Apache Commons HTTP. Наконец, также предлагаются лучшие примеры и варианты работы с URL-адресами, например, вы должны кодировать URL при его построении, убедиться, что ваши фильтры URL-перезаписи справляются с вашими URL корректно и многое другое. Короче говоря, must read для любого веб-разработчика и программиста.

Что каждый программист знать о веб-разработке?

Эта интересная статья из programmersStackExchange, о том, что следует обдумать каждому программисту, реализующему технические детали веб-приложения, прежде, чем открыть сайт для публики. Она включает в себя вещи из областей разработки интерфейсов и удобства использования (Interface design and User Experience), Безопасности (Security), веб-стандартов (Web standards), производительности (Performance), оптимизации для поиска (Search Engine Optimization(SEO)), используемых технологий, и некоторых важных ресурсах. Сегодняшний мир в значительной степени зависит от интернета и достаточно распространено наличие у программиста личного сайта или блога. Опыт полученный из этой статьи, будет полезен не только в вашей профессиональной деятельности, но и в собственных проектах. Вы узнаете о всех ключевых технологий, таких как, HTTP, HTML, XML, CSS, JavaScript, совместимость браузеров, советы для уменьшения времени загрузки вашего сайта, XML карты сайта, спецификаций W3C и несколько других ключевых моментов.

Что каждый программист должен знать о SEO

Это еще одна статья, которая будет достаточно полезна для веб-разработчиков, программистов и блогеров. SEO является слишком большим, чтобы игнорировать его, как и многим программистам так и блогерам важно знать основы поисковой оптимизации, чтобы помочь Google найти их содержимое и показать коллегам программистам. Поскольку ни одна компания не может выжить без веб-присутствия в современном взаимосвязанном мире, SEO становится еще более важным. Если у вас есть стартап по продаже любого товара, то SEO является тем, о чем следует заботиться. Все программисты, особенно веб-разработчики могут получить значительную пользу от этой статьи. Помните, поисковая оптимизация является обширным и очень динамичный моментом, а также варьируется в разных поисковых системах, например, Google, Yahoo, и других. Итак, чтобы владеть этой темой вы всегда должны обновлять свои знания.

Что каждый C программист должен знать о неопределенном поведении (Undefined Behaviour) # 1/3

Язык программирования C имеет концепцию "неопределенного поведения". Неопределенное поведение широкая тема с большим количеством нюансов, и это одна из причин, почему я люблю Java: меньшее количество неопределенного поведения, меньше путаницы, больше стабильности и больше мира. Многие, казалось бы, разумные вещи в C на самом деле имеют неопределенное поведение, и это общий источник ошибок в программах. Кроме того, любое неопределенное поведение в C дает разрешение реализациям (компилятора и среды исполнения) для генерации кода форматирующего жесткий диск, совершения абсолютно неожиданных вещей, или даже хуже. Читайте эту прекрасную статью для глубокого погружения в море непредсказуемого поведения.

Что каждый программист нужно знать о сетях

Из самой статьи "Вы программист. Вы когда-нибудь задавались вопросом, как работают многопользовательские игры? Со стороны это кажется волшебным: два или более игрока разделяют совместный опыт по сети, словно они на самом деле существуют вместе в том же виртуальном мире. Но как программисты мы знаем правду, что происходящее на самом деле довольно сильно отличается от того, что вы видите. Оказывается, что все это иллюзия ". Это очень интересную статью о сетях, написанную для программистов игр, но я думаю, что каждый программист и разработчик может извлечь выгоду из нее.

Что каждый Java разработчик должен знать о Строках (String)

Это моя статья о java.lang.String и лично я считаю, что каждый Java программист должен знать об этом. Строки очень важны в повседневном программирования на Java, и именно поэтому хорошие знания являются обязательными для любого Java разработчика. Эта статья затрагивает многие важные аспекты Строк, включая строковой пул, строковые литералы, сравнение строк с помощью == против equals() , преобразование байт в строку, то почему строка является неизменной (immutable), правильное объединение строк и многое другое. Продвинутый программист, возможно, уже знаете все эти особенности, но даже в этом случае будет неплохо повторить.

Что каждый программист должен знать о безопасности?

Этот вопрос был задан студентом программистом на StackOverflow. Равно как много мы знаем об общих понятиях программирования, таких как, операционная система, алгоритмы, структуры данных, компьютерная архитектура и другие вещи, точно также важно знать и о безопасности. Хотя тема Безопасности достаточно обширна, содержит области шифрования/дешифрования, SSL, веб-безопасности, запутывания, аутентификации, авторизации и т.д., существует базовый минимум знаний обязательный для каждого программиста. Лично я в начале своей карьеры не знал многого о безопасности, когда я начал писать Servlet/JSP на основе Java web application, я узнавал о веб-безопасности и ряде угроз безопасности таких как SQL Injection, отказ в обслуживании (Denial of Service), XML Injection, межсайтовый скриптинг (Cross site scripting) и других. Как разработчик Java, теперь я следую безопасным методам Java программирования, предоставляемых fortify, PMP и другими поставщиками статических анализаторов кода. В этой статье содержится очень хорошая подборка тем и ссылок про безопасность, и в независимости от того, программируете вы или нет, вы, несомненно, получите пользу от этого ресурса.

Показатели Задержки (Latency Numbers) которые должен знать каждый программист

Это статья является бонусной, но, тем не менее, must read для любоко программиста. Для написания высокопроизводительного приложения на любом языке программирования будь то Java или C++, вы должны знать основные значения задержек, например, сколько времени займет чтение переменной из памяти, из L1-кэша, из L2-кэша, при случайном чтении (random read) с SSD и с диска. Сколько времени необходимо, чтобы заблокировать/разблокировать мьютекс, чтобы отправить пакет данных из одного города в другой или делать проход с возвратом (roundtrip) в пределах одного центра обработки данных. Эти значения задержек не зависят от языка программирования и являются часть базовых знаний, которые разработчик должен иметь, для написания сильнонагруженных приложений с низкой задержкой (high frequency low latency). Положительный момент об этой ссылке заключается в том, что он предоставляет сравнительный анализ того, как эти значения развивались в течение многих лет. Вы можете видеть, какими были значения в 2006 году и то, что они представляют собой сейчас. Вот и все, об этом списке статей которые должен прочитать каждый программист. Читая статьи такие как Что каждый программист или разработчик должен знать, вы углубляете свои знания в конкретной теме. Честно говоря, существует слишком много вещей к изучению программистами, и изучение языка программирования, такого как Java, лишь верхушка айсберга, но разве не большинство из нас имеют страсть к обучению. Программирование - работа, требующая постоянного развития, и единственными вещами которые будут полезны любому программисту на протяжении всей карьеры являются фундаментальные знания о таких вещах как память (memory) , Unicode , вычисления с плавающей точкой (floating point numbers) , время (time) , безопасность (security) . Некоторые вещи специфичны для конкретных языков, например мой пост о строках (String) в Java и, Что каждый C программист должен знать о неопределенном поведении (Undefined Behaviour), но и они хороши к изучению для многих начинающих и разработчиков. Перевод статьи

Как стать программистом? Что нужно выучить? Ответ вроде прост: пойти в университет и там тебя научат. Но если вы спросите любого программиста он скажет что то чему там обучают, хоть иногда даже и бывает интересно, но почти бесполезно и совсем мало имеет общего с реальной работой.

Программирование - это что-то вроде грамоты

Наша профессия - одна из сложнейших, но самое забавное, что само довольно просто. Его даже спокойно изучают в школе. Чтобы написать простенькую программу в Паскале, школьнику достаточно знать штук десять операторов (а их всего пятнадцать) и несколько функций ввода/вывода, математических и работы со строками.

Эти операторы - как буквы алфавита, а функции ввода/вывода Read () и Write () - как первые слова, «мама» и «папа», с которых ребенок начинает постигать мир.

Тем не менее так же, как есть обычные люди, умеющие читать и изредка что-то пишущие, и есть профессиональные писатели, мастерски владеющие пером, сегодня есть пользователи компьютеров и есть программисты. И программистом, на мой взгляд, быть намного сложнее, чем писателем. У нас всегда сжатые сроки, нам приходится учитывать требования капризных пользователей и преодолевать ограниченные возможности медленных компьютеров, нужно сделать интерфейс максимально простым и удобным, хорошо все задокументировать, чтобы пользователи не терялись, и постараться все выполнить без ошибок, а еще заранее продумать, как программа будет развиваться в будущем, и сделать так, чтобы легко можно было добавить новую функциональность и чтобы она была понятной и предсказуемой. При этом саму программу нужно написать в одинаковом стиле, да так, чтобы другие программисты потом смогли после тебя разобраться и продолжить работу.

У писателей все намно-о-о-го проще. У них даже, наоборот, приветствуется, когда у автора - свой стиль, а сюжет - запутанный и непредсказуемый.

С программистами можно сравнить разве что создателей сериалов, которые тоже, по сути, пишут программу, только для актеров. Сценаристы, как и мы, работают командно, у них тоже есть сроки, релизы, им также нужно продумывать в голове хитросплетения сюжета и даже закладывать возможность в будущем сюжет поменять, добавить новых героев или воскресить прежних.

Но есть одно существенное отличие: сценаристы уже не могут переписать сюжет снятой серии. В лучшем случае, если зритель что-то недопонял, они прояснят это в следующей серии.

Нам же, программистам, приходится постоянно возвращаться к старому коду и что-то в нем менять. Представьте себе толстый роман, который вы писали десять лет, и вам приходится снова и снова переписывать каждую главу, превращая его в триллер. А теперь представьте, что вы перешли на другой проект и теперь должны сделать то же самое с текстом, который вы никогда ранее не видели, причем писали его несколько авторов, у каждого из них свой стиль и к тому же все они уже покинули проект.

Поэтому научиться программировать - относительно легко, но чтобы этим профессионально заниматься, нужно проделать титаническую работу. Писатели начинают с маленьких новелл, постепенно постигая все стилистические приемы, обогащают свою речь, сами много читают. Точно так же и программистам приходится много программировать и оттачивать свое мастерство. И черт возьми, это очень сложно! И постоянно - годами, десятилетиями - приходится совершенствоваться. Это долгий марафон, полный как терний, так и радости. Ни денежная, ни какая-то другая мотивация не помогут тебе - только твой собственный интерес к делу.

Я встречал ребят, которые заучили программирование, даже какие-то книжки из этой области прочли и принялись искать работу, но при этом не написали ни одной своей программы. Вы можете себе представить писателя, который, едва освоив грамоту и не написав ни одного рассказа, уже хочет устроиться в редакцию? Он вообще даже не знает, понравится ли ему это занятие и сможет ли он достигнуть успеха, но уже подсчитывает зарплату! Тем не менее, многие такие горе-программисты все же находят себе работу. Выполняют они ее скверно, но всегда существует круг таких задач, где высокое качество не так уж и важно.

Постепенно у программистов сложилась своя профессиональная лексика. Сам процесс написания программы они называют кодированием (Coding), а людей, которые кое-как освоили только это, уничижительно именуют кодерами. Они могут что-то вам написать, чтобы заработало, но потом улучшить, усовершенствовать такую программу будет крайне сложно и неприятно, обычно ее легче переписать. Сами кодеры называют себя разработчиками (Developers), а с течением времени, поднабравшись опыта, многие начинают именовать себя инженерами ПО (Software Engineer).

Оk, если программирование - это «как грамота», то что тогда еще нужно знать и уметь, чтобы стать «писателем»?

Постепенно из множества дисциплин, технологий и навыков выкристаллизовались общие и повторяющиеся, которые на практике оказались наиболее полезными для программистов.К сожалению, это все тоже непостоянно. Например, еще тридцать лет назад большинству программистов требовались знания по электронике, обработке сигналов и машинным кодам команд процессора (ассемблер).

Сегодня уже довольно успешно можно справляться с работой без этих знаний, и я даже был в шоке, когда однажды познакомился с Senior-разработчиком, весьма смутно понимающим, как работает процессор. Но зато за эти тридцать лет появился интернет, а программы стали огромными по размерам и очень сложными. И прибавилось множество других навыков и знаний, без которых сегодня ну прямо никак: гибкие процессы разработки, объектно-ориентированная и функциональная парадигмы программирования, построение масштабируемых высоконагруженных и отказоустойчивых систем, а еще необходимо уметь читать старый код и работать с ним, использовать системы управления версиями. Не обойтись и без такого обязательного навыка, как умение искать в интернете, которого раньше просто не было.

Все это выходит за рамки самого программирования и, по-хорошему, нуждается в каком-то своем, отдельном термине. Лично я для большей ясности называю «программерией» - это как Программная инженерия , но более широкий термин, охватывающий важное для нас: процессы разработки; умение программировать свой мозг, чтобы, например, «входить в поток»; умение работать в команде или составлять резюме - в общем, всё, чем мы занимаемся.

Основы программерии

Мне очень повезло, потому что я почти сразу же, как только увлекся программированием, прочел потрясающую книгу - «Совершенный Код» . Она меня поразила тем, что это была не книга о каком-нибудь языке программирования или о технологии, как все то, что мне попадалось ранее, а книга о самом Программировании как таковом. Это, наверное, первая книга, которая попыталась заполнить пробелы, остающиеся после прочтения учебников по алгоритмам, технических руководств и документации.

И она сразу же начинается с метафор которые помогают точнее передать суть нашей работы. Вы уже узнали о Литературной метафоре, когда программирование сравнивается с писательством, но есть ещё популярная метафора сравнивающая программирование со строительством домов , или даже созданием самолётов.

Неслучайно она победила, в опросе «Если бы вы могли вернуться в прошлое, когда были еще начинающим девелопером, то какую книгу по программированию вы посоветовали бы себе прочитать?».

Затем появились другие хорошие книги о программерии:

И множество других достойных, но в целом они охватывают глубже определённые области.

По сути, вся эта алхимия программирования на самом деле состоит из таких вещей с которыми мы работаем постоянно и нужно понимать:

  • Основы компьютерной техники: основы Булевой алгебры, двоичная и шестнадцатирядная системы счисления.
  • Устройство компьютера: процессор, оперативная память, стек, жесткий диск, графическая карта, шина, периферия (т. е. клавиатура, мышь).
  • Ассемблер процессора и С - их тоже нужно знать хотя бы немного.
  • Собственно базовая грамота: синтаксис, как объявлять переменную, функцию, как писать условный оператор if, приоритет операторов, как организовать цикл, как получить ввод от пользователя и как ему вывести. Структурное программирование - как писать без goto, используя циклы и рекурсию. Это легкотня на самом деле, пятнадцать операторов выучиваются быстро. Почти все используемые сегодня языки программирования наследуются от С (C++, Java, C#, PHP, JavaScript), так что переучивать их не придется. Поэтому, кстати, не особо важно, с какого из этих языков вы начнете обучение.
  • Алгоритмизация: линейный поиск перебором, бинарный поиск, пузырьковая сортировка, быстрая сортировка и т. д. Оценка сложности алгоритмов.
  • Структуры данных: строки, очередь, стек, одно- и двусвязный список, массивы и т. д.
  • Декомпозиция, абстракция и проектирование программы: объектно-ориентированное программирование, SOLID, шаблоны проектирования, UML-диаграммы.
  • Основы функционального программирования: как писать без деструктивного присваивания и циклов, работа с коллекциями в функциональном стиле.
  • Знание платформы, библиотек, технологий: Java Core, работа с файлами, работа с Сетью, работа с массивами, строками и коллекциями, работа с памятью и сборка мусора. Обо всем этом есть толстые книги от самих создателей технологии (например, «Эффективная Java»).
  • Стандарты и протоколы сети: TCP, UDP, HTTP, HTML, XML, JSON, MIME, RFC.
  • Умение писать чистый код: как правильно называть переменные и классы, как форматировать код, как правильно писать комментарии (точнее, как их не писать:-)). Понимание приходит после прочтения книги Clean Code.
  • Умение работать с кодом: рефакторинг (книга Фаулера), хоткеи IDE для рефакторинга, умение читать и сопровождать старый код.
  • Инженерные практики: юнит-тесты, экстремальное программирование (XP), непрерывная интеграция, системы управления версиями (Git, SVN).
  • Управление проектом и организация процесса: Waterfall, Agile, SCRUM, Kanban, баг-трекеры, оценка времени на задачу.
  • Soft skills: умение общаться с заказчиком и ладить в команде, побороть отсутствие мотивации, выбрать приоритеты.
  • Базы данных: SQL, реляционные, документо- и граф-ориентированные БД, ACID, теорема CAP, оптимизация запросов.
  • Операционные системы: Linux, установка и настройка программ на нем, командная строка.
  • Масштабирование и высокие нагрузки, мониторинг, логинг, отказоустойчивость.
  • Криптография, защита от атак.
  • Юзабилити, сбор требований.
  • Знание английского языка, умение четко и лаконично писать документацию.
  • Умение правильно формулировать вопросы и самостоятельно находить ответы на них.
  • Умение учиться и при этом постоянно самосовершенствоваться.
  • Умение обучать других, понятно объяснять и даже выступать перед публикой на конференциях…
  • и при этом не слетать с катушек.

Как видите, этот список можно продолжать, но вы должны понять главное: именно само программирование - это совсем чуть-чуть. Почти все остальные навыки просто невозможно выучить. К ним можно только придти сквозь большой опыт и постоянное чтение правильных книг, которые помогут его переосмыслить.